Когда упоминается его имя, не надо объяснять о ком идет речь.

Когда мы слышим его музыку, ее трудно не узнать сразу.

Кажется, он знал о нас и нашем времени больше, чем знаем о нем мы.



Начало XX века. В семье главы палаты мер и весов родился Дмитрий Шостакович. К этому моменту уже размыты строгие каноны музыки XIX века, многие исторические традиции, вот-вот рухнут ворота Зимнего Дворца под натиском революционной толпы, реки беженцев заполонят Европу. Надвигающийся поезд только что рожденного кинематографа заставит бежать зрителей из зала, поменяются буквы, названия улиц и стран.

И всему, что случится, предстоит быть запечатленным в музыке мер и весов, нового мира, войн, ветра, сардонических маршей, торжественных ораторий и траурных гимнов. Век музыки Дмитрия Шостаковича.

Одни упрекали его в трусости, сочиняя статьи в уютных библиотеках европейских и американских университетов, другие причисляли к тайным диссидентам. Враждебные лагеря критиков и музыковедов обменивались неисчислимыми доказательствами его верности Советам, его сарказма по отношению к ним же, уликами того и другого свойства, рождая новые мифы, слухи и домыслы.

Но, несмотря на горы написанного, сказанного, свидетельств, докладов и диссертаций, поразительно мало известно о жизни композитора, чья музыка, как никакая другая, является звуковым документом ХХ века.

Дмитрий Шостакович был свидетелем рождения и краха режимов, чудом избежал страшной участи миллионов своих соотечественников, испытал гонения и триумф, повидал много стран. Его жизнь напоминает то историческую драму, то остросюжетный роман, то детективную историю с погонями и преследованиями.

Он мечтал о дружбе и обрел ее.

Он был влюбчив – и женщины отвечали ему взаимностью.

Его саркастический ум пугал многих – как и взгляд его прозрачных глаз из-под очков.

Он был бескомпромиссным в творчестве и способным на компромиссы в жизни.

Азартный игрок и страстный футбольный болельщик, он был мнителен, ироничен, склонен впадать в крайности: то он пишет «сочиняю с адской скоростью и не могу остановиться», то в отчаянии от того что «перестал быть сочинителем», то мечтает о киноопере, «действие которой начиналось бы в Москве, продолжалось в Нью-Йорке, а кончалось бы на Марсе»…

Основанная на уникальных материалах РГАЛИ и Архива Дмитрия Шостаковича в Москве, выставка «РГАЛИ представляет: Дмитрий Шостакович. Симфонический век» будет экспонироваться в течение августа 2006 года в ЦВЗ «Манеж».


Вот лишь некоторые разделы выставки:

«Я здесь похож...» (портреты, карандашные наброски, дружеские шаржи)

«После “Сумбура”». (Сталин и Шостакович)

«Лучше всех вышел я...» (неизвестные фотографии)

«Исполнять не рекомендуется...» (запрещенные произведения)

«Он был веселый человек» (юмор)

«Сочиняю с адской скоростью и не могу остановиться...» (автографы)



Сегодня, когда интерес к личности Д. Шостаковича – одного из самых исполняемых композиторов современности, – все возрастает, эта выставка является частью международного проекта в год столетнего юбилея композитора.



Оксана Дворниченко,

куратор выставки