В первом квартале 2023 года РГАЛИ принял участие в ряде выставочных проектов.

Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка«Донбасс — Россия: история и современность», (05.03.2022 – 29.06.2022) в Музее политической истории России»,

приуроченная к 80-летию освобождения региона от немецко-фашистских захватчиков. Экспозиция, состоящая из семи разделов, раскрывает политическое, экономическое и культурное значение Донбасса с середины XIX века по настоящее время. Она рассказывает об истории развития региона, становлении индустриального Донбасса, прокладке железных дорог, основании новых городов, революционном и военном периоде, о знаменитых уроженцах этого края. Отдельные разделы посвящены событиям новейшего времени и перспективам развития Донбасса. В состав экспозиции включены копии документов из собраний РГАЛИ, среди которых плакат Окон РОСТА «Все на помощь Донбассу!» и др.

Экспозиция доступна для посетителей до 28 мая.

Информация на сайте Музея: https://www.sovrhistory.ru/data/exhibitions/2023/2302_2805/index.php

«Выставка «Кто вы, Александра Коллонтай?» (05.03.2022 – 29.06.2022) в Музее политической истории России»,

приуроченная к 150-летию революционерки, политика и дипломата. Экспозиция рассказывает о разных этапах жизни героини: бунтарка, которая по рождению принадлежала к высшему слою общества и могла прожить безмятежную жизнь, но мечтала о независимости и свободе; революционерка, искренне и горячо уверовавшая в неизбежное торжество социализма; яркий оратор и идеолог женского социалистического движения; государственный деятель и первая женщина в истории, ставшая членом правительства. На выставке представлены фотографии, письма, дневниковые записи, воспоминания, афиши, брошюры, газетные статьи и другие документы, а также личные вещи и предмета гардероба героини. Среди участников выставки Государственный центральный музей современной истории России, РГАСПИ, ГА РФ, РГАКФД, АВП РФ.

РГАЛИ также выступил партнером проекта и предоставил около 20 цифровых копий документов, среди которых афиши и фотографии А. Коллонтай и ее родственников из Коллекции архивов деятелей литературы (ф. 2871), фонда Т.Л. Щепкиной-Куперник (ф. 571) и фонда М.Ф. Андреевой (ф. 2052).

Подробнее: https://www.polithistory.ru/visit_us/view.php?id=33696

«Рыцари слова: Александр Пушкин и Владимир Даль » (30.03.2022 – 06.06.2022) в отделе Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Дом Любощинских — Вернадских»,

открылась выставка «Рыцари слова: Александр Пушкин и Владимир Даль», организованная под эгидой Ассоциации литературных музеев России. Историю встреч двух великих современников представляют предметы из собрания ГМИРЛИ имени В.И. Даля, ИРЛИ, РГАЛИ, РГВИА, Всероссийского музея А.С. Пушкина. В экспозиции представлены портреты Пушкина и Даля, виды мест, где они бывали, документы, связанные с их работой, прижизненные издания А.С. Пушкина, первое издание «Словаря» Даля, а также редко выставляемые реликвии — перстень, подаренный Далю Пушкиным незадолго до смерти, и готовальня из собрания Анастасии Журавской, прямого потомка В.И. Даля в пятом поколении.

Подробнее: https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/current/14760/

«Выставка «Борис Титов: уплотнение жизни» в галерее «На Шаболовке»» (09.11.2021 – 16.01.2022) объединения «Выставочные залы Москвы»,

представляет исследование об одном из самых оригинальных и востребованных книжных дизайнеров межвоенного времени в СССР — Борисе Борисовиче Титове (1897–1951). Ученик художника А.Е. Архипова, Титов не оставил станкового наследия (известно лишь нескольких автопортретов), сосредоточившись на ежедневной «конвейерной» работе с издательствами. Оформил свыше двух тысяч книжных обложек (возможно, больше чем любой советский дизайнер), среди которых прижизненные издания Бориса Пильняка, Андрея Платонова, Василия Каменского и Владимира Луговского, Леонида Леонова, Михаила Пришвина и сотни книг других, не всегда заслуженно забытых поэтов и прозаиков 1920-х. Среди экспонатов выставки − представленные РГАЛИ образцы книжного дизайна художника, а также афиши творческих и литературных вечеров с его участием из личного фонда Б.Б. Титова (ф. 2332).

«Выставка «Сергей Прокофьев — Святослав Рихтер. Короткие встречи»» (20.11.2021 – 06.03.2022) в ГМИИ имени А.С. Пушкина

приурочена 130 - летию со дня рождения С. Прокофьева и рассказывает о встречах Святослава Рихтера с композитором, и их совместной работе. Экспозиция, состоящая из нескольких разделов, посвящена ключевым событиям в биографиях музыкантов, когда их пути пересекались, начиная с первого турне Сергея Прокофьева по России в 1927 году и заканчивая последними московскими концертами 1950-х годов. На выставке представлены произведения и архивные материалы из собраний Третьяковской галереи, музеев Большого, Мариинского и Михайловского театров, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Российского национального музея музыки, Красногорского архива кинофотодокументов, из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина. РГАЛИ выступил партнером проекта и предоставил для экспонирования около 30 архивных документов, среди которых фотографии, письма, записки, телеграммы, эскизы декораций и костюмов из фондов С. С. Прокофьева (ф.1929) и С.М. Эйзенштейна (ф.1923), которые начали формироваться в РГАЛИ 1949 г.

«Выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт»» (09.11.2021 – 30.05.2022) в Государственном музее истории (в Инженерном доме Петропавловской крепости)

− проект, объединивший экспонаты из собрания 14 российских музеев, институтов, архивов и частных коллекций, отражает общемировое увлечение механизацией, модернизацией производства и техникой в искусстве авангарда конца 1910-х — 1930-х годов. Произведения Е. Татлина (ф. 2089), К. Редько (ф. 2359), Л. Лисицкого (ф. 2361), Г. Клуциса (ф. 1334) из собрания Российского государственного архива литературы и искусства стали ярким дополнением художественного ряда экспозиции. Особое внимание на выставке уделено постановкам знаменитого театрального режиссера, родоначальника «биомеханики» Всеволода Мейерхольда. Эскизы костюмов, декораций, фотографии сцен спектаклей «Великодушный рогоносец» (1922), «Смерть Тарелкина» (1922), «Земля дыбом» (1923) и др. из огромного наследия великого режиссера (ф. 998) также предоставлены РГАЛИ.

«Современник. Начало» (27 апреля – 30 мая 2021), ГБУК гор. Москвы «Московский музей современного искусства».

28 апреля 2021 года в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре открылся выставочный проект «Современник. Начало», приуроченный к 65-летию прославленного театра. Главным хранителем истории этого замечательного театрального коллектива и его богатейших материалов является РГАЛИ, куда в 1989 г. поступил фонд № 3152 Московский театр «Современник». Его пополнение продолжается.

«Современник» был основан в 1956 году группой молодых актеров – выпускников Школы-студии МХАТ, объединившихся вокруг Олега Ефремова. Исключительный талант творческого коллектива и стремление создателей театра говорить с современниками языком современности быстро сделали театр одним из самых заметных культурных явлений хрущевской оттепели. За прошедшие с тех пор десятилетия «Современник», которым с 1972 по 2019 годы руководила Галина Волчек, показал более ста премьер, прочно утвердив свое место на театральной карте Москвы.

На выставке, в том числе, были представлены документы Театра из собраний РГАЛИ: групповой трудовой договор МХАТ СССР им. М. Горького и артистов театра-студии «Современник» с автографами О.Н. Ефремова, Е.А. Евстигнеева, Г.Б. Волчек, О.Н. Табакова, Л.М. Толмачевой, И.В. Кваши, Устав театра, фотография Евгения Шварца и др.

РГАЛИ предоставил 5 подлинных и 1 цифровую копию документов.

«Федор Достоевский. Сильные впечатления» (12 мая 2021 – 08 сентября 2021), ФГБУК «Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля».

Выставка была приурочена к 200-летию со дня рождения писателя. Выставка представляет материалы из фондов ГМИРЛИ им. В.И. Даля, собраний Российской государственной библиотеки, Российского государственного военно-исторического архива, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского (Санкт-Петербург), и зарубежного партнера − Центра Марины Цветаевой из Фрайбурга (ФРГ).

Судьба, творческое наследие Федора Михайловича Достоевского (11 ноября 1821 – 29 января 1881) − уникальный историко-культурный феномен мирового значения. Его краткий жизненный путь, − всего 59 лет, − отмечен огромным количеством потрясений и испытаний, так что и саму личность крупнейшего писатели можно назвать одним из сильных «впечатлений человечества».

Российский государственный архив литературы и искусства предоставил для экспозиции автографы писем Ф.М. Достоевского к А.Г. Достоевской (1867-1880), М.М. Достоевскому (1864), А.Н. Сниткиной (1871) . Эти документы, а также другие материалы – дневники писателя с записями к повестям и романам, фотографии, воспоминания современников, родных и близких, − хранятся в РГАЛИ с момента основания архива, с 1941 г., образовав фонд № 212. На сегодняшний день это одно из самых крупных хранилищ подлинников писателя.

РГАЛИ предоставил 5 подлинных документов.

«Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор» (17 марта – 9 мая 2021), ФКУ Российский государственный архив социально-политической истории.

Плакаты «Окна РОСТА» из фонда № 336 представлены на историко-документальной выставке «Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор», представленной Федеральным архивным агентством, Российским государственным архивом социально-политической истории, Российским историческим обществом, посвященной вооруженному противостоянию и дипломатическому урегулированию конфликта Советской России и Польши. Открытие выставки состоялось 16 марта 2021 г. в Выставочном зале федеральных архивов г. Москва.

Обширный комплекс экспонатов позволяет взглянуть на события исторического прошлого непредвзято, отказаться от их политизации, оценивая их в контексте конкретной эпохи. Вниманию посетителей предлагается широкая база исторических документов, дополненная музейными предметами, образцами живописи и графики, личными вещами В.И. Ленина, Ф.Э. Дзержинского, С.М. Буденного, аудиозаписями и кинохрониками. Выставку сопровождает Интернет-проект, включающий полнотекстовые электронные копии более чем 1000 архивных документов.

Для сотрудников РГАЛИ была организована экскурсия по выставке. По словам экскурсовода Е. М. Григорьева подлинные пропагандистские плакаты легендарных «Окон РОСТА», хранящиеся в фонде В.В. Маяковского (ф. 336), являются жемчужиной экспозиции.

«Окна РОСТА» - серия плакатов, созданная в 1919—1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Это специфическая форма массового агитационного искусства. Агитплакаты выполнялись клеевыми красками и акварелью на картоне большого размера и размножались с использованием трафарета, а затем выставлялись в витринах пустующих магазинах в столице и других городах. Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 М. М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, и др. Их специфика заключалась в немедленной реакции на самые злободневные вопросы и факты. Плакаты РОСТА, как правило, многосюжетны, графическое оформление «Окон РОСТА» сочетает символику русского лубка и новаторские методы художественного авангардизма.

«Поэт с историей. К 135-летию Н.С. Гумилева» (17 августа – 10 октября 2021), ГБУК города Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой».

Название выставки отсылает к статье М. Цветаевой «Поэты с историей и поэты без истории», в которой она поделила собратьев по перу на две категории: тех, кто закалился, преодолевая препятствия, и тех, кто родился «с готовой душой». К первым, «поэтам с историей», можно отнести Николая Гумилева, который прошел очень сложный путь творческого развития и совершенствования, начав с «минимума» – сборника «Путь конквистадоров» – и закончив «максимумом» – великой книгой русской поэзии, сборником «Огненный столп».

Являясь в настоящее время хранителем наиболее полного архива Н.С. Гумилева (ф.147), Российский государственный архив литературы и искусства выступил одним из основных партнеров проекта. РГАЛИ предоставил для экспозиции ряд ценных экспонатов из фонда поэта, среди которых автографы статьи «Африканское искусство» и письма А.А. Ахматовой, адресованные Н.С. Гумилеву, прижизненные издания его стихотворных сборников «Путь конквистадоров» и «Колчан», а также документы из фонда О.А. Мочаловой (ф.273) – русской поэтессы Серебряного века, переводчицы и мемуаристки.

РГАЛИ предоставил 5 подлинных документов и 3 цифровых копий.

«Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» (05 августа 2021 -24 октября 2021), ГБУК гор. Москвы «Музейное объединение “Музей Москвы”».

Памятная дата стала поводом поговорить о том, как электрификация страны повлияла на советский авангард: изобразительное искусство, кино, архитектуру, музыку, театр, литературу и дизайн. На выставке можно было увидеть работы Александра Лабаса, Александра Дейнеки, Густава Клуциса, Александра Родченко, Сергея Лучишкина, Климента Редько, Соломона Никритина, Роберта Фалька, Ольги Розановой, братьев Весниных, Андрея Бурова, Якова Чернихова, Ивана Жолтовского и Александра Гегелло.

Среди документов, представленных РГАЛИ - рисунки и эскизы художников – авангардистов К.Н. Редько (ф.2359) и С.Б. Никритина (ф.2717), пьеса А.П. Платонова «Высокое напряжение» (ф.656), материалы И.Л. Сельвинского для «Электрозаводской газеты» (ф.1604). Всего около 20 экспонатов, хранящихся в фондах архива.

РГАЛИ предоставил 14 подлинных документов и 7 цифровых копий.

«I-й ЦАРЬ. московский. грозный.» (11 сентября – 31 октября 2021), ГАУК города Москвы «Парк “Зарядье”».

Осенний сезон на выставочных площадках столицы в 2021 году РГАЛИ открыл участием в двух крупных проектах, посвящённых первому российскому царю Ивану Грозному и великому русскому полководцу Александру Невскому. В обе экспозиции вошли рисунки и документы крупнейшего мастера мирового и отечественного кинематографа С.М. Эйзенштейна из его собрания, хранящегося в архиве.

Мультимедийный проект «I-й ЦАРЬ. Московский. Грозный» проходил в одном из древнейших гражданских зданий Москвы — Старом Английском дворе парка «Зарядье». Центральным экспонатом выставки стал бюст Ивана Грозного — антропологическая реконструкция, созданная в 1963–1965 гг. профессором Михаилом Герасимовым по останкам царя, найденным при раскопках в приделе Иоанна Предтечи в Архангельском соборе Московского Кремля. Мультимедийная основа выставки была дополнена, в том числе, материалами фонда Сергея Эйзенштейна, связанными со съемками фильма «Иван Грозный» (1944–1945). Предоставленные РГАЛИ цифровые копии эскизов костюмов, зарисовок сцен, записей сценарных планов, которые создавались режиссером к фильму, послужили яркой иллюстрацией ключевых этапов правления Ивана Грозного.

РГАЛИ предоставил 28 цифровых копий.

«Александр Невский и его образ в исторической памяти» (30 сентября – 07 ноября 2021), Федеральное архивное агентство, РГАДА, РИО.

Уникальная историко-документальная выставка «Александр Невский и его образ в исторической памяти», открывшая в конце сентября 2021 года в Выставочном зале федеральных архивов, была посвящена личности и деяниям князя Александра Невского, увековечению его памяти. Экспозиция включала в себя более 400 подлинников из федеральных государственных архивов страны, а также музеев Кремля: архивные документы, графика, гравюры, орденские знаки, фото- и кинодокументы, а также иконы.

Особое место – целый зал, более 130 экспонатов – занимали документы, графика и фотографии из фонда С.М. Эйзенштейна (Ф. 1923) Российского государственного архива литературы и искусства, рассказывающие о создании фильма «Александр Невский», классики советского кино. Демонстрировались уникальные рабочие материалы: рисунки и заметки С.М. Эйзенштейна, варианты сценариев, переписка, фотографии со съемочной площадки, партитура знаменитой песни С.С. Прокофьева (РГАЛИ. Ф. 653) «Вставайте, люди русские!» с авторским посвящением режиссеру, рецензии и отзывы на фильм.

РГАЛИ предоставил 141 подлинных документов.

В 2018 г. РГАЛИ также предоставил цифровые копии для следующих выставок:

«Кухня писателя», Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово».

«День памяти Михаила Булгакова», Музей М.А. Булгакова,

«1943. В штабах Победы», МГВЗ «Новый Манеж».

«О, духа единственный меч – Свободное слово» ? к 195-летию И.С. Аксакова, передвижная выставка.

«Образ Георгия Победоносца в истории и культуре XX века», Музей Москвы.

«Благословляю все, что было…» ? памяти Г.Г. Тараторкин, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.

«”Женитьба” Н.В. Гоголя», персональная выставка М. Кулакова в Доме-музее М.Н. Ермоловой.

«Павильон “Космос”: между небом и землей», ВДНХ, Павильон № 34.

«Жить или писать. Варлам Шаламов», Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

«Красная ткань. Надя Леже», Музей современного искусства в Лодзи, Польша.

«Мне имя – Марина…», Елабужский государственный музей-заповедник.

«Горький и Булгаков: как распался союз писателей», Музей М.А. Булгакова.

«Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского», Музей М. А. Булгакова.

«Эхо 1968 года. Пятьдесят лет спустя», НИУ «ВШЭ», факультет гуманитарных наук.

«Театральный роман Михаила Булгакова», Музей М. А. Булгакова.

«Толстому подражаете…» ? к 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого, Музей М.А. Булгакова.

«Памятники старины. Этюды и фотографии Рерихов», Государственный музей искусства народов Востока, Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге.

«Сентиментальное путешествие» ? к 250-летию первого издания романа Лоренса Стерна, Дом-музей М. Ю. Лермонтова.

«Ткань процветания», Музей современного искусства «Гараж», Home Futures (Музей дизайна в Лондоне).

«Эль Лисицкий» (15 ноября 2017 – 18 февраля 2018), Еврейский музей и Центр толерантности, Государственная Третьяковская галерея. Проект синхронно открылся в Новой Третьяковке и Еврейском музее и Центре толерантности.

Эль Лисицкий – один из ведущих художников русского и европейского авангарда, во многом предопределивший развитие архитектуры и дизайна XX века, изобретатель нового направления в искусстве, названного им «проуны» – «Проект утверждения нового». Две части выставки показывают Лисицкого как универсального художника – живописца, книжного графика, дизайнера, архитектора, типографа и фотографа.

Более 70 экспонатов представлены РГАЛИ: уникальные экспериментальные фотомонтажи, книжная графика, эскизы рекламных плакатов, фотографии оформления Лисицким выставочных павильонов, а также проект оформления первого пассажирского самолета.

«Неповторимый почерк эпохи» (29 апреля – 26 июля 2015), Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Выставка объединила более 150 уникальных рукописных книг и мемориальных предметов из собрания РГАЛИ и фондов музея. Среди экспонатов были представлены ценнейшие рукописные книгами XVII–XX веков, уникальные автографы классиков русской литературы: В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, С.Т. Аксакова, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, В.Т. Шаламова, К.М. Симонова, В.С. Гроссмана, И.Г. Эренбурга, А.И. Солженицына, многие из которых впервые за время существования архива покинули специализированное хранилище. Подлинным раритетом выставки стала тетрадь Ф.М. Достоевского с черновыми записями к знаменитому роману «Бесы».

«В поисках 0,10 – последней футуристической выставки картин» (4 октября 2015 – 10 января 2016), Фонд Бейлера, Базель, Швейцария; Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Центр Помпиду в Париже, Нью-Йоркский музей современного искусства МоМА, Музей Стеделийк в Амстердаме, Музей Людвига в Кельне и другие – всего 14 музеев. Экспозиция была приурочена к юбилею выставки «0,10» 14 художников русского авангарда в 1915 г. в Петрограде, ознаменовавшей конец кубизма и футуризма, доминировавших прежде в европейском художественном пространстве, и начало новых стилей – супрематизма и конструктивизма. Именно на этой выставке в первый раз экспонировался «Черный квадрат» Казимира Малевича.

РГАЛИ предоставил на выставку редкие архивные документы: фотографию зала и афишу экспозиции «0,10» 1915 года, подлинные фотографии К. Малевича и В. Татлина, а также несколько фотографий «Углового контррельефа».

«Русский авангард в Белграде» (23 декабря 2015 – 28 февраля 2016), Музей-Дворец истории Югославии, Белград, Сербия; Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Русский музей, Мультимедиа Арт-Музей, Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Российская национальная библиотека, Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, а также музеи Костромы, Красноярска, Перми, Ульяновска, Нижнего Тагила и других городов России; Центр Помпиду в Париже. Выставка собрала более 500 работ русских художников за период с 1911 по 1948 годы. На ней были представлены предметы из фондов 27 крупнейших российских и зарубежных музеев, архивов и библиотек.

РГАЛИ предоставил на выставку картину Владимира Татлина «Лежащая натурщица» (1912), а также еще почти 60 работ из фондов Э. Лисицкого, С. Эйзенштейна, А. Крученых, Н. Харджиева, К. Редько, О. Розановой, Д. Бурлюка, А. Экстер и других.

«Эль Лисицкий: Опыт тотальности» («El Lissitzky: The Experience of Totality», организована испанской галереей La Fabrica и прошла на трех выставочных площадках:

МАRТ – «Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето», Италия, 7 февраля – 8 июня 2014.

«Музей Пикассо», Малага, Испания, 25 июня – 5 октября 2014.

«La Pedrera», Барселона, Испания. 18 декабря 2014 – 23 февраля 2015.

Выставка объединила больше 100 работ из Государственной Третьяковской галереи, Музея Гетти в Лос-Анджелесе, музея Фолькванг в германском Эссене и частных коллекций Испании, Германии и Италии.

РГАЛИ предоставил более 30 работ из личного фонда Лисицкого: серия подлинных фотомонтажей Лисицкого, фотографии оформления советских павильонов на международных выставках 1930-х годов, эскиз первого советского пассажирского авиалайнера, эскизы рекламных плакатов, выполненных для немецкой фирмы «Pelikan», образцы книжной графики.

«Жить или писать. Рассказчик Варлам Шаламов» (сентябрь 2013), Литературный дом в Берлине (Literaturhaus Berlin). Экспозиция знакомит публику с биографией писателя в контексте политической и культурной истории XX века. В проекте, кроме РГАЛИ, приняли участие Общество «Мемориал», Государственный литературный музей, Архив Института Восточной Европы (г. Бремен) и др. На выставке были представлены личные документы Шаламова, его фотографии, отрывки документальных фильмов о нем, газетные статьи и плакаты. Впервые были продемонстрированы судебная документация, протоколы допросов и даже снимки тех людей, которые писали на Шаламова доносы.

Центральной частью экспозиции стали копии рукописей В. Шаламова из фондов РГАЛИ, многочисленные записки и заметки, а также материалы А.И. Солженицына – автографы его произведений, письма, биографические документы и фотографии, книги и журналы с автографами Шаламова из библиотеки РГАЛИ, переписка.

«Бесконечная Татлин-Чаша Великого. Посвящение Владимиру Татлину» (25 сентября 2011 – 15 марта 2012), Государственная Третьяковская галерея. Татлин – один из самых мифических художников ХХ века. Судьба его наследия драматична. Его живописные, графические и театральные работы, а также реконструкции наиболее значительных произведений не сохранились до наших дней и известны нам по фотографиям и описаниям современников. Сохранились лишь два подлинных контррельефа и одна из моделей Летатлина. В экспозицию вошло около шестидесяти произведений художника 1900-х – 1920-х годов из коллекций Третьяковской галереи, Государственного Центрального Театрального музея им. А.А. Бахрушина и частных собраний Москвы. РГАЛИ, обладающий одной из самых больших коллекций произведений Татлина, предоставил на выставку 18 произведений, среди которых картины «Цветы пижмы», «В саду», «Ноготки», «Листья ландышей в кувшинке» и др., а также листы из графического альбома.

«Золотой фонд. К 80-летию «Литературного наследства» (1–18 ноября 2011), филиал Государственного Литературного музея. За 80 лет в 103 томах (общий объем томов – около 50 000 страниц; количество иллюстраций – не менее 10 000) «Литературное наследство» осуществило первые научные публикации тысяч незаслуженно забытых художественных, эпистолярных, мемуарных и др. произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Герцена и Н. Огарева, Л. Толстого, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Ф. Тютчева, А. Фета, И. Гончарова, А. Островского, Н. Лескова, А. Чехова, И. Бунина, А. Блока, В. Брюсова, М. Горького, Л. Андреева и их современников. «Литературное наследство» не имеет аналогов в мировой науке и признано образцовым филологическим и источниковедческим изданием. Выдающийся французский ученый А. Мазон еще в 1958 г. говорил: «Не существует в области истории литературы издания, которое уже в течение двадцати лет принесло бы больше славы русской науке». За 80 лет не только тома «Литературного наследства», но и сама деятельность этой уникальной научной институции стала фактом истории отечественной культуры. На выставке представлены малоизвестные живописные и графические произведения А. Бенуа, Н. Бестужева, П. Боклевского, Н. Вышеславцева, И. Крамского, Б. Кустодиева, М. Микешина, П. Нерадовского, Л. Пастернака, В. Серова, Н. Феофилактова, К. Юона, редкие фотографии и др. материалы.

РГАЛИ предоставил архивные документы, связанные с основанием и деятельностью «Литературного наследства» в 1930–1980-е гг.: решения партийно-государственных органов СССР, обращения редакторов издания в ЦК КПСС и др. инстанции по поводу судьбы «Литературного наследства» в целом и отдельных томов, переписку с деятелями отечественной и зарубежной литературы и науки, материалы запрещенных по цензурным причинам томов.

Творческое наследие Лазаря Лисицкого (1890-1941), архитектора, дизайнера, одного из самых известных авангардистов, мастера цветного фотомонтажа, заняло на выставке заметное место. Монтаж позволял переосмыслить фотографию в рамках авангардной парадигмы с ее критическим отношением к изобразительности и превратился в своеобразный стиль мышления, сочетая в себе два начала модернистского метода: принцип автономности искусства и стремление к преодолению границы между искусством и неискусством.

Более поздний период развития фотографии РГАЛИ представил архивным собранием журнала «Наши достижения», основанного 5 июня 1928 по инициативе А.М. Горького и под его редакцией. Всего за годы существования (до 1937 г.) вышло 95 номеров, где пропагандировались достижения СССР в области науки, техники, строительства, искусства, культуры и быта. Среди почти 200 фотографов, принимавших участие в журнале, были А. Гринберг, Д.Г. Дебабов, Э. Евзерихин, Р.Л. Кармен, Г.М. Лемберг, С. Лоскутов, В.В. Микоша, Э. Тиссэ, В. Чемко и др. В архивном фонде журнала в РГАЛИ сохранились тематические комплексы уникальных фотографий (ок. 3 тыс.) – снимки Г.Г. Петрусова, Г.А. Зельмы, И.М. Шагина, где запечатлены военные и спортивные парады, освоение Арктики, трудовые достижения первых пятилеток.

«От милосердия к святости» (передвижная фотовыставка в различных городах России на протяжении года, организатором которой выступил Фонд Андрея Первозванного: Екатеринбург, Уральский государственный горный университет, апрель; Верхняя Пышма Свердловской обл., май; Новгород, Государственный музей художественной культуры Новгородской земли, 8–15 июня; Рига, Выставочная галерея «Дом Москвы», июль; Архангельск, Архангельский музейно-выставочный комплекс «Гостиный двор», сентябрь; Смоленск, ноябрь; Иваново, с 22 ноября 2007; Белгород, с 24 декабря). РГАЛИ предоставил скан-копии писем благотворительных организаций директору Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища Н.В. Глобе, воззвание Особого Комитета по сбору Красного Креста 25-26 марта 1916 года на оказание помощи увечным, раненым и больным воинам, «Еженедельник Комитета Ее Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну», телеграмма Николая II Великой княгине Елизавете Федоровне, доверенность на имя Д.А. Фролова от Комитета по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну, рескрипт Елизаветы Федоровны управляющему Конторой Большого театра, вырезка из газеты с сообщением о панихиде по Великому князю Сергею Александровичу.